Какой механизм привлечения денежных средств оптимален для МФО?
Наибольшую динамику демонстрируют облигации. Популярность облигаций свидетельствует о зрелости рынка. Этот инструмент подходит для крупных компаний, что обозначено в самом законодательстве: для выхода на биржу уставный капитал МФО должен быть не менее 70 млн рублей. Его очевидные плюсы — возможность быстро привлечь необходимые объемы инвестиций на длительный срок и сравнительно низкая стоимость денег — примерно 12–13% годовых. Правда, к этому стоит добавить комиссию, которая выплачивается организаторам выпуска. Обычно она достигает 3–4% от стоимости размещения, или около 1% в год, при условии, что в среднем период обращения облигаций составляет три года.
Ставки по вкладам розничных инвесторов выше, чем по облигациям. Впрочем, МФО охотно привлекают более дорогие деньги розничных инвесторов, потому у этого вида фондирования есть свои очевидные преимущества. Компания может гибко регулировать приток инвестиций в зависимости от потребностей своего бизнеса. Уход одних инвесторов тут же компенсируется приходом других. Массовый отток возможен лишь в случае, если компания испытывает серьезные финансовые проблемы.
Банковские кредиты — немного дороже, чем облигации, и дешевле, чем займы от частных инвесторов. Ставки колеблются в диапазоне 13–13,5%. Их главное достоинство - в гибкости. Раньше установленного срока деньги возвращать не придется, за исключением случаев, когда компания откровенно нарушает требования банка.
Крупные и финансово устойчивые компании могут разделить весь объем привлекаемых инвестиций примерно на три равные части: облигации, средства розничных инвесторов, банковские кредиты. При этом в зависимости от текущей конъюнктуры пропорцию между ними можно менять.